Правильный выбор пола

20.04.2015

Почти вся история человечества говорит о том, что вопрос неравенства полов всегда рассматривался как нечто само собой разумеющееся, освещенное религией и бытовой практикой. Даже сама мысль о том, что женщина может иметь права, как и мужчина, попросту не могла никому прийти в голову. Но все же в истории было место и для настоящей революции, которая окончательно поставила всех людей в равные условия. Случилась эта революция примерно столетие назад. После продолжительных «войн полов» женщинам удалось достигнуть много, в отличие от мужчин.

Но формальное признание прав женщин оказало не слишком заметное влияние на социальные убеждения. Существуют ли объективы причины для подобного отношения, и есть ли возможность разрушить стереотипы общества? Попытаемся понять это на примере интерьерного и архитектурного дизайна, который до недавнего времени был несомненной вотчиной мужчин.

Мы невероятно разные…

Всего несколько лет назад при сравнении результатов, которые были получены при исследовании мозга женщин и мужчин, ученым из Университета Калифорнии смогли прийти к интересному выводу. В частности, при наличии равных способностей (имеется в виду уровень IQ) одну и ту же задачу мужчины и женщины решают в равной степени успешно, однако используют для этого совершенно разные методы. При решении стоящей задачи мозг женщины старается задействовать главным образом лобные доли, которые ответственны за эмоции, речь и координацию движений. В случае с мужчинами весь процесс протекает в тех центрах, которые осуществляют контроль над внешними раздражителями – это слух, зрение. По этой причине женщинам свойственно «проговаривать» свой процесс принятия решений, делать рисунки либо схемы.

По-разному сильный и слабый пол действуют в вопросе выбора форм и цветов. К примеру, у многих мужчин есть склонность выбирать зеленый, фиолетовый и красный цвет, в то время как женщинам больше по душе, пурпурный, голубой или желтый цвета. Также существуют и серьезные различия в уровне восприятия тех или иных оттенков. Для сильного пола сложно отделить красный цвет от оранжевого, а женщинам четко удается почувствовать разницу. Это же относится к зеленому (светлые оттенки которого мужчины воспринимают больше, как желтый), а также синего.

Но, обладая способностью лучше ориентироваться в цветах, слабый пол ощутимо уступает в способности решения пространственных задач, поскольку им трудно абстрагироваться от действительности. Конечно, это практически всегда накладывает отпечаток на дизайнерский стиль.

«Для мужчин рационализм ближе, – полагает семейный психолог Елена Бабиевская, которая работает в «Психологическом центре на Пятницкой». При этом она считает, что для женщин более важны эмоции, поскольку они так устроены. Поэтому мужчины лучше справляются с практичными и техническими вещами, касающимися выбора техники и планирования электрики. Также мужчины лучше могут выбрать паркет либо другие материалы для покрытия пола. Естественно, женщины лучше справляются с цветовыми решениями, драпировками и тканями, выбором сантехники и светильников, то есть всем, что выглядит красиво, блестит, напоминает украшения и одежду. Ведь выбором именно их к своему телу, лицу и сочетанию между собой каждая женщина занята чуть ли не с самого рождения. Но приводят ли такие бесспорные различия к тому, что женщины проявляют себя в качестве худших дизайнеров? Конечно же, нет. «Женский» дизайн в полной мере является объективной реальностью.

Второй пол

Когда женщины были допущены в эту изначально мужскую сферу деятельности, им удалось проявить себя очень ярко. В частности, именно представительницам слабого пола удалось полностью поменять подход к вопросу обустройства «женских» мест в том или ином жилище – кухни. И они смогли сделать это так, что мужчины вряд ли могли сделать точно так же. Уже почти столетие назад, в далеком 1927 году, тридцатилетняя жительница Австрии Грета Лихоцки, которая уже была на тот момент опытным архитектором, получила стандартный заказ из Франкфурта. Ее задачей было создание удобной зоны готовки в миниатюрных апартаментах дома, выполненной в стилистике конструктивизма, которая набирала ход. Грете удалось подойти к решению подобной задачи со всем своим женским вниманием к деталям и скрупулезностью. Она вооружилась секундомером и рулеткой и в течение сразу нескольких недель занималась исследованием пространства габаритами 2х3 метра. Результаты ее работы потрясли многих, что привело к тому, что «франкфуртская компоновка», в которой основное место отводится плите, а пространство от потолка до пола организовано навесной и встроенной мебелью, используется всюду до сего дня. Плоды трудов этой уникальной женщины можно заметить практически на каждой кухне в том или ином городе мира.

Грета смогла придумать знакомый сегодня каждому человеку «осветительный рельс» в районе потолка, по которому перемещается удобный светильник. Кроме того, она изобрела и легко вынимающиеся специальные емкости для сахара, круп и т.д., которые встраиваются в ящики под рабочими поверхностями. Помимо этого, она придумала и вытяжки, применяющиеся над кухонной плитой.

Подобный вдумчивый подход является характерной чертой и современных женщин. Однако даже при решении практических задач, представительницы слабого пола стараются исходить из вопросов эстетики. «Женщины, – как утверждает Татьяна Кузнецова, занимающая должность директора по развитию бизнеса и маркетингу виниловых напольных покрытий фирмы Tarkett в России (главного изготовителя напольных покрытий), – даже те из них, кто не является профессиональным дизайнером! – всегда очень внимательны к деталям и на редкость прагматичны. Однако, по мнению Кузнецовой, красота представляет для них, вероятно, основной критерий выбора.

«В частности, когда мы выступаем с предложением напольного покрытия для кухонь из нашей новой линейки Art Vinyl, заметно, что женщины интересуются тем, что за счет обширной линейке фактур и цветов, а также модульности, удается очень легко решать почти любые дизайнерские задачи. Только после этого они говорят о том, что материал немного пружинит и является не скользким и «теплым» при укладке. Что касается представителей сильного пола, то для них чаще всего приоритеты расставляются в обратной очередности».

Своей внимательностью к практичности и эстетизму известна и Патриция Уркиола, которая прославилась в качестве очень востребованного дизайнера современной мебели. Вещи, которые разрабатывает эта женщина, главным образом оказывают влияние на эмоции наблюдателя, при этом они характеризуются поразительной продуманностью всех мелочей и удобствами, которые часто неожиданны. В частности, в качестве одной из самых знаменитых работ Патриции можно отметить кресло Fjord. Оно отличается наличием ассиметричных деталей, и отличается от обычных кресел тем, что не подразумевает «нормального» положения  сидящего. Но подобное ассиметричное положение, по мнению физиологов, намного естественнее для людей, потому кресло оказалось невероятно комфортным.

Тем не менее, женщины-дизайнеры не всегда заняты исключительно малыми формами. Грета Лихоцки известна не одними лишь кухнями – перед войной ей доводилось проектировать заводские цеха в Магнитогорске. Однако, вероятно, серьезнее всех смогла потеснить мужчин в их вотчине – высотном строительстве городов – величайший современный архитектор Заха Хадид. Она появилась на свет в Ираке в середине XX столетия. Она получила образование в Лондоне, где, собственно, живет и трудится и сегодня. Известность Хадид принес 1997 год, когда она принимала участие в проектировании музея Гуггенхейма в городе Бильбао. Спустя год, после того, как она приняла участие в постройке Центра современного искусства Розенталя в американском Цинциннати, она была признана ведущим архитектором современности. При этом Заха занималась архитектурным проектированием и в России, ведь именно ее архитектурное бюро занималось реализацией частной резиденции в Барвихе.

Креативный пол

Следует отметить тот факт, что в среде профессионалов отношение к вопросу разделения на мужской и женский дизайн достаточно скептическое. Различия касаются преимущественно не в качестве работы, а в отношении с заказчиками. «Вне всяких сомнений, – утверждает дизайнер студии «Мирабель» Юлия Гамидова, – половые различия присутствуют, однако их проявление заметно редко. Но можно также отметить, что женщина-дизайнер может проще объяснить женщине-заказчику определенные вещи. Это же касается и сильного пола. В целом здесь, вероятно, речь идет не об объективных причинах, а стереотипах поведения, поскольку мужчина может попросту «не услышать» женщину, насколько бы интересные и правильные идеи та ни озвучивала». Также интересно отметить, что в семье вопрос выбора материалов и цветов в основном затрагивает женщин, однако о ярко выраженных пристрастиях в наше время говорить не приходится, поскольку разделение ведется скорее даже не по половой принадлежности, а по возрасту.

На самом деле, на сегодняшний день вкусовые пристрастия в большинстве случаев сглажены, в особенности, в городской среде. Город сглаживает даже гендерные различия, и ключевым способом сегрегации становится возраст. Т.е. фактически не имеет значения, мужчины ты либо женщина, для выбора художественного решения и стилистики определяющим становится то, какого вы возраста.

«Мы, – утверждает Татьяна Кузнецова (Tarkett), – держим ориентир больше на мировоззрение, чем на половую принадлежность. Уже упоминавшийся ранее Art Vinyl является характерным продуктом для «продвинутых горожан» творческого склада ума, независимо от пола. Отличительными особенностями наших клиентов являются возможность гибкого подхода к отделке и стремление рационально устроить свою жизнь».

Борьба полов, которая столетие назад была провозглашена представительницами феминистического направления, подошла к своему окончанию. И в ней отсутствуют победители – победа пола в наше время сменилась победой творческого подхода и разума. Можно еще очень долго вести споры о маскулинизации слабого пола и феминизации сильного, однако одно остается бесспорным: мир намного лучше войны, а благодаря сотрудничеству проявляется обилие преимуществ, которых нельзя было заметить при соперничестве. Даже когда речь ведется о дизайне…